Skip to content
 

Благородство души

Душевная сила и благородство души идут рука об руку, благородство стало снова востребованным, ценимым.  Благородство в моем понимании,  люди совершающие благородные поступки, живущие по принципам порядочности, сострадания, неравнодушия.

Благородство души не нуждается в благодарности, в наградах. Но люди не хотят сдерживать своей признательности, и в последние годы у нас учреждены общественные награды – ордена для истинно праведных героев: орден «Ответственность и благородство», орден «Добродетель-Благородство-Мудрость», орден «Слава Нации» и многие другие.

Премией «За Благородство» в недавнее время были награждены студентка, ухаживающая за «отказными» детьми в Доме ребенка. Хирург-кардиолог, проводящий уникальные операции. Слепой человек, спасший детей, оказавшихся на льдине. Юная девушка и ее будущая свекровь, спасли брошенного на свалке младенца, впоследствии обрел любящую семью. Директор пансионата для детей-инвалидов… Люди, изо дня в день делающие какое-то негромкое дело, суть которого можно выразить одним словом – благородство.

Опасные для жизни люди, люди агрессивные, разрушительные, закомплексованные.  Эти люди, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары. Они, мстительные и жестокие. Большая сила, напротив, великодушна. Есть примеры сильных людей, которые за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронули пальцем, чтобы ненароком не убить. Впрочем, по доброте душевной они и не желали никому зла.

Человечество утрачивает благородные качества под влиянием дурного общества и общения. Поэтому, необходимо воспитывать с самого рождения человека в духе добродетели, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы.

В Китае Конфуций разработал учение о воспитании добродетели. И когда его спросили, почему же, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает не только безнравственные, но и бесчеловечные поступки? Он ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. Все члены общества должны выполнять свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать с детства человека в духе добродетели».
Родителям и учителям следует ставить превыше всего хороший характер ребенка, а не его способности, но не забывать при этом о тренировке ума.
Актуальны на сегодняшний день  мысли Аристотеля: добродетели разума и чувств не врожденны, они приобретаются в ходе размышлений, жизненного опыта и воспитания. Аристотель важное место отводит самовоспитанию, в ходе которого человек формирует благородное чувство в своих поступках.

Обратимся к восточным культурам. Добродетельные поступки бескорыстны и прекрасны в своих проявлениях, и высоко ценятся людьми. Особенно результативно сила разума и хороший характер одновременно развиваются в восточных традициях. Воспитание дэ  в ходе занятий цигун (системой закаливания и совершенствования психики и тела), учитывает оба значения этого понятия. Имеется в виду нравственное поведение в повседневной жизни, здоровый образ жизни, избавление от субъективизма и эгоизма, воспитание благородства. Подразумевается необходимость следования естественному порядку вещей, восприятия жизни как природного явления, что гарантирует ее нормальное течение.
Выработка волевых качеств и закалка характера являются важным инструментом для воспитания благородства. В повседневной жизни, учебе и работе надо сдерживать свои чувства. Общение с людьми должно быть дружеским, основанным на проявлениях сдержанности и миролюбия, великодушия и готовности творить добро. Научиться управлять своими чувствами тоже является составной частью процесса воспитания дэ.
В любых условиях поддерживается чувство радости. В «Су вэнь» говорится: «Радость — это хорошее расположение духа и целеустремленность, направленные к всеобщей пользе». Если в повседневной жизни неприятности не дают вам покоя, достаточно улыбнуться, и в сердце вспыхнет радость, а все печали развеются как дым.
Воспитание культуры, избавление от дурных манер давно забыто в нашем обществе. Личность человека должна быть нацелена против надменности, высокомерия, своеволия, злобы. Зависть, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности не должны быть в подсознании нашего человека. Вероломство, лицемерие, двуличие, коварство, подлость и корысть должны искореняться в наших умах.  Только избавившись от дурных манер,  наклонностей вы приобретёте, благородство души. Благородство духа, самое надежное в нашем мире, не по рождению, не по крови, а по уму и чести, совести.

Написать отзыв