Skip to content
 

Грешки и пороки


Что и говорить: человечество — отнюдь не лучшее творение господа Бога. Это определение Дюма-сына. Коли так, каждому сыну и дочери Адама и Евы свойственны грешки и пороки.грешки и пороки

Впрочем, с них они и начались. Жили бы они в райском саду тихо и по правилам, указанным сверху, все было бы о’кей. Нет же. Захотелось им попробовать запретный плод. И попробовали. И не один. Всевышнему такое не понравилось. Рассудите, кому такая неблагодарность по душе? Ясное дело — никому. Так и Богу. За все содеянное Аллах — изгнал детей своих из рая.

Если райские блага, то бишь привилегии (чем даже через миллионы лет со дня сотворения человека будет пользоваться только номенклатура), по достоинству не оценены, пусть уходят. Думают, наверное, так это просто сыплется манна небесная. Им невдомек, блага создаются только по указанию сверху.

грешки и пороки

Пока отряды особого назначения не займутся ими, их нет. А то Адам с Евой вообразили — Бог повелел и, как по мановению волшебной палочки, появилась корзина, заполненная  дефицитными продуктами. Вот поживете без спецпайков, спецмагазинов, спецзаказов, спецбольниц, спецсанаториев, спецтранспорта, сцецохраны и многих «спец», тогда узнаете, что значит жить за пределами рая.грешки и пороки

Может быть, действительно, было бы хорошо, живи Адам и Ева в раю. Их же сотворил Бог, как рассказывал в репортаже Юрий Сенкевич, готовясь в плавание на «Ра-2″, где-то в районе Ирака. Где растут финиковые пальмы. Жили и бы они там в свое удовольствие, периодически отправляя финики в желудок, спасаясь от зноя в тени тополей, ив, тамарисков, растущих вдоль рек. Но для усиления впечатлений смотрели бы на птиц: цапель, фламинго, пеликанов. Адам бы охотился на газелей, не все же сожрать полосатым гиенам и шакалам. Ева же готовила на ужин жаркое.

Кто-то может усомниться. Если их жизнь продолжалась в раю, они бы съели и нашу долю фиников. Можете не сомневаться, этого бы не случилось. Досталось бы и нам. Коль по производству и вывозу Фиников Ирак занимает первое место в мире. Подумать только — 80% мирового экспорта фиников!

Но Адам с Евой предпочли грехопадение. Надоедает ведь однообразная жизнь, пусть даже в привилегированных условиях. На их глазах росли новые цветы, деревья давали поросль, газели приносили приплод. Два человека тоже призадумались: а нельзя им тоже сделать нечто подобное? Года идут. Скоро состарятся и умрут. В чьей жизни они продолжатся? Спросить, как быть у Всевышнего неудобно. Вот и сами начали экспериментировать, т.е. делать опыты. Но вскоре тайна стали явью. Финал уже нам известен.грешки и пороки

Грешки и пороки, начавшись на заре человечества, продолжались и потом. Только вот странное свойство появилось у людей. Свои грешки дети Адама и Евы не замечают. Или уж если и заметят, то сочтут их за невинное скольжение на ровном месте. На твердой почве. В сухую погоду. Зато такой же грешок у соседа, знакомого или незнакомца, видится им черт знает какой величины. Здесь, конечно, нельзя сбрасывать со счета: соседская курица, она всегда такая громадная, как индюк, Непомерно крупная, аж зависть берет. Но порокам и грешкам не завидуют, их обсуждают, передают друг другу, о них заводят сплетни. Но урок редко когда извлекает, потому что свой и их грешок, считаются, совершенно разные, несоизмеримы, несоразмерны. Свои с копеечку, их гораздо больше ужаснее, непростительнее. грешки и пороки

Так думали люди еще в древности. По крайней мере, историк античности Геродот оставил такие строки: «Одно только я знаю: если бы люди однажды вынесли на рынок все свои грешки и пороки, то каждый, разглядев пороки соседа, с радостью, пожалуй, унес бы свои домой». Все правильно. Хотя любой человек как Н.В. Гоголь может сказать: «Дрянь и мерзость всяк человек», но же эти слова относит в первую очередь к соседу, а не к себе. Так уж устроено дитя человеческое. У другого в глазу соринку разглядит, а у себя бревна не заметит. Лучше бы заняться самовоспитанием. Ведь самосовершенствованию предела нет. И это вполне доступное занятие.

Л. Н. Толстой говорил: «Человек течет, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр…» Может тогда появилась бы снисходительность к чужим грешкам и порокам. У человека с добрым сердцем так и оно бывает. Однажды какой-то французский журнальчик обратился к Ивану Сергеевичу Тургеневу — ответить на несколько вопросов. В числе прочих был и такой вопрос:

— К какому пороку вы наиболее снисходительны?

— Ко всем,- был ответ великого писателя.

Слов нет, великого человека природа одарила и великим сердцем. А большинство рода людского она наделила лишь ущербным сердцем, оставив возможность потом довести его до кондиции. Поэтому старый лозунг «Не стыдись исправлять самого себя» (Конфуций) остается в силе и, действительно, он многим помогает. Человек очищается в большой степени от скверны. Учится самокритичности, шаги делает обдуманнее, меньше сплетничает, вырабатывает терпимость к чужим грешкам и становится от того сам еще добрее, Но к сожалению, такое самовоспитание не всем по зубам. Они до конца жизни завидуют чужому успеху, борясь с пороками соседа, сами застревают в них, ненавидят все и вся. Отравляют жизнь себе и другим. Года идут. Желчи все больше. Надменность выше. Здравого смысла все меньше.

Начались бабьи (а почему бы и нет), и мужичьи пересуды когда-то, но им не видно конца. Более того, от сплетен вроде бы и удовольствие выше получается. В молодости, когда это было, мало заметно, а с возрастом замечаешь — хорошо.грешки и пороки

Успешно преодолев границу дозволенного, в круг людей о ком злословишь, о ком чешешь язык,  по ком льешь грязь, вводишь не только политиков, кинозвезд и рок-певцов, но и недавних покровителей тех, с кем пил вино, родных, близких, даже ушедших в вечность. Только при этом не вспомнишь слова поэта, жившего еще до средних веков:

Ты можешь чужого высмеивать предка,

Однако при этом не станешь знатнее.

Собака на звезды небесные лает,

И низость собачья при этом виднее,

Что же остается тем, на кого направлены стрелы злопыхателей. Клин клином вышибать, здесь не подходит. По каждому поводу кажущегося на правду, необоснованного обвинения и вздорного слуха по судам таскаться человеку, маловероятно, делает чести. Остается терпеть и молчать. Время полечит. Если даже у человека есть грешки и пороки (а мы не ангелы небесные, поэтому без них не бывает), не надо отчаиваться. Убиваться. Уничижаться все время. Можно было бы, конечно, поступить и так. Но ведь вы в данный момент страдаете из-за несовершенства самого себя и тех, кто о вас распространяет слухи, основанные на неточных или заведомо неверных сведениях. Те от вашего страдания не станут чище. Они будут радоваться. Их только это окрылит на новые небылицы. Поэтому приходим опять к заключению: терпи и молчи! При этом для небольшего утешения можно вспомнить слова Андре Моруа: «Никто из нас не живет всегда по велению своих идей, но нужно судить людей по достигнутым ими высотам, а не по их падениям».

Если вы верующий, а это ныне не возбраняется, а наоборот усиленно восхваляется, можете надеяться на отпущение грехов. Отчаиваются в милости божией лишь неверные язычники. Аллах им только не прощает. А ко всем другим он милосерден. «Добрые деяния стирают все грехи и злодеяния, и это для помнящих напоминание».

Бог един, считают верующие. И в посланиях пророков разных религий много общего. Самым возвышенным в Евангелии является любовь к раскаивающемуся грешнику. Выходит, если с добрыми делами ничего не получается, то хотя бы покайтесь. Вспомните Марию Магдалину. Следуйте ее примеру. Протоиерей Александр Мень описывает такой эпизод. Они (фарисеи) привели к Иисусу женщину, уличенную в измене мужу, и спросили.

— Следует ли побить ее камнями, как повелевал древний закон?

В то время обычай этот едва ли соблюдался, его могли защищать лишь саддукеи, сторонники суровых телесных наказаний…

Учитель долго не отвечал им и, опустив в задумчивости голову, чертил что-то на песке. Но поскольку они продолжали настаивать, сказал: «‘Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень», а потом стал писать на земле какие-то знаки. Воцарилось молчание. Когда же немного погодя Иисус вторично поднял глаза, ТО увидел, ЧТО женщина стоит перед ним одна. Обличаемые совестью обвинители незаметно скрылись.

— Женщина,- спросил Иисус,- где они? Никто тебя не осудил.

— Никто, господин.

— И я тебя не осуждаю. Иди, отныне больше не греши.

Как видим, Иисус был куда милосерднее. Но это было давно. На заре зарождения христианства. Две тысячи лет спустя люди особой добротой отличаться не будут, останутся в одном ряду с саддукеями. Как заметила долго со мной проработавшая бухгалтером очень совестливая женщина: «Хотя люди оделись в современную одежду из капрона, акрила, нейлона, но суть человека, звериное в человеке остались на уровне средних веков, если не сказать каменного века.

Так и есть. Иначе как объяснишь такой факт. 0н приводится в одной брошюре «Международной амнистии». Описывается смертная казнь в Иране: «Самосвал привез груду камней и щебня к пустырю. Затем привели двух женщин, одетых в белое, с мешками на головах. На них обрушился град камней, и их одежда мгновенно обагрилась кровью. Раненые женщины упали на землю, и революционные охранники разбили их головы топорами, чтобы не оставлять в живых». Здесь нет указания, в чем они обвинялись. В другом сообщении оно есть…. На одном из стадионов в присутствии тысяч зрителей в Иране была совершена казнь проституток и сутенеров: их до смерти забили камнями по обычаям ислама (апрель 1999 года).

Министр здравоохранения Д. Гера заявил в Лондоне, что в Бразилии действительно существуют «эскадроны смерти», уничтожающие беспризорников. Содержатся они на средства предпринимателей и коммерсантов. Не малая доля вины за убийства подростков лежит и на самой бразильской полиции, снискавшей славу одной из самых жестоких в западном полушарии. Как часто убивают? Только в Сан-Паулу трупы убитого подростка находят в среднем каждые три дня. Рекорд жестокости принадлежит Рио-де-Жанейро. Согласно статистике «Национального движения детей улиц», в  1990 году здесь было убито, как правило, из огнестрельного оружия — 492 беспризорных подростка в возрасте 10-16 лет. Я вспомнил американский фильм «Загнанных лошадей пристреливают» c участием Джейн Фонда. Что делать с загнанными лошадьми? Их и то жалко, не гуманно пристреливать, а если общество загоняет своих будущих граждан в бедность, и нищету, преступники, а потом с помощью платных палачей их уничтожает сотнями, что здесь скажешь.

Заповедь «Не убий!» что для нас означает? Ровно ничего. Под предлогом защиты интересов других людей пристреливают детей. И это считается, нормой жизни. Те, ради кого убивают подрастающую смену, считают себя вполне счастливыми, совестливыми, благородными. Ходят в церковь, наслаждаются жизнью, смеются, рады. Готовы раскошелиться, чтобы еще больше уничтожали «детей улиц», лишь бы они жили спокойно и блаженствовали.

— АХ! Злые языки страшнее пистолета, — заключает герой «Горе от ума «. Безусловно, это так. Но если судьба поставила вас перед выбором: или злые языки, или «эскадроны смерти», что предпочесть? С выстрелом, конечно, просто. Один миг, ты сегодня был, завтра о тебе осталось одно упоминание, а послезавтра, может быть, и того нет. Поэтому может быть лучше не пулю в висок, не пасть, как в Бразилии от автоматной очереди или, как в Иране, от града камней, а оставаться жить. С печалями, нападками, огорчениями, слезами и надеждой на лучшее, избавляясь от грешков и пороков. Ради жизни.

Автор – врач Гулус Хузеевич Хузин
Опубликовано с согласия и по просьбе его сына Наиля

Написать отзыв